- Дуополия
- DUOPOLY
Рынок, на котором действуют только две фирмы. Различают несколько моделей дуополистических рынков, объединенных в две основные группы: а) модели «нереагирования». Предполагается, что если одна фирма изменит цены или объем производства, то другая фирма не станет следовать ее примеру. Cогласно модели дуополии Бертранда (Bertrand duopoly), такое предположение подталкивает одну из фирм к снижению цены с целью увеличения продаж. Однако, поскольку вторая фирма руководствуется теми же соображениями, цена в конечном счете снижается до конкурентного уровня, т.е. до уровня нормальной прибыли. Согласно модели дуополии Курно (Cournot duopoly) фирмы концентрируют свое внимание на объеме производства, а не на цене: одна из компаний увеличивает объем производства, исходя из предположения, что конкурент этого делать не будет. Рассуждая одинаковым образом, обе фирмы увеличивают объем производства до тех пор, пока рынок не будет поделен ими на равные части, что обеспечит им получение только нормальной прибыли; б) модели «реагирования». Обе фирмы признают взаимозависимость своих действий и предпринимают попытки избегать таких форм конкуренции, которые наносят вред им обеим - это так называемая дуополия, основанная на тайном сговоре (см. Collusive duopoly). В этом случае фирмы пытаются максимизировать свои прибыли путем установления согласованных цен, которые выше конкурентоспособных равновесных цен. Это достигается, например, при помощи договоренности между обеими фирмами о том, что одна из них выступает в качестве ценового лидера (см. Price leadership), или путем заключения тайного соглашения (см. Cartel).
Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. — М.: Флинта, Наукa. О.В. Сиполс. 2010.